Афалина

Афалина

Основные данные мотолодки «Афалина»:
Длина наибольшая, 3.74 м
Ширина наибольшая, 1.37 м
Высота борта на миделе, 0.7 м
Угол килеватости на транце, 17°
Масса с оборудованием и снабжением, 130 кг
Грузоподъемность, 300 кг
Пассажировместимость, 3 чел.
Допустимая мощность ПМ, 25 л.с.
Скорость хода с полной нагрузкой под мотором «Вихрь-М», 40 км/ч

Моторная лодка «Афалина» была спроектирована в середине 70-х конструкторами судостроительного завода «Пелла», известного своими пластмассовыми гребно-моторными лодками. Основная идея была такова: создать двухместную скоростную лодку минимальных размерений. При этом цена лодки, несмотря на дорогой материал (стеклопластик), была бы невысока, а любой отечественный мотор мощностью 20~25 л.с. выводил бы её на глиссирование с полной нагрузкой. Такая лодка была бы значительно дешевле в эксплуатации, чем широко распространённые лодки «4-х метрового класса». Чтобы мореходность мини — мотолодки оставалась достаточно высокой, были применены обводы с повышенной килеватостью днища. Однако при испытаниях опытных образцов было принято решение увеличить пассажировместимость до 3 чел.

Внешний вид моторной лодки «Афалина»
«Афалина» — прогулочная моторная лодка с остроскулыми глиссирующими обводами повышенной килеватости и продольными реданами на днище. Пластмассовый корпус состоит из двух секций-оболочек: собственно корпуса и палубы, которые соединяются между собой по линии привального бруса болтами, ставящимися сквозь фланцы. Снаружи соединение закрыто полиэтиленовым П-образным профилем. Жесткость безнаборного корпуса получена благодаря сложным обводам с реданами и брызгоотбойником, большой площади палубы, наличию вклеенного в корпус точно на уровне второго редана жесткого фанерного пайола, а также фанерного киля. Корпус и палуба отформованы с применением полиэфирной смолы НПС-609-21М, стеклосетки СЭ-0-1 и стеклоткани Т-11-ГВС-9. Секция корпуса Афалины выклеивается из пяти слоев ткани и одного слоя сетки; толщина обшивки — 3,5 мм. На армирование палубы идут три слоя ткани и один слой сетки; толщина ее — 2,5 мм. Наружный слои стеклопластика пигментируется; применяются несколько двухцветных и одноцветных вариантов окраски.
Общее расположение мотолодки «Афалина».

Высокие комингсы палубной секции и ветровое стекло являются продолжением борта и защитой кокпита лодки от брызг. В плохую погоду кокпит Афалина можно полностью закрыть складным тентом, основой которого служат трубчатые дуги из легкого сплава.

Теоретический чертеж моторной лодки «Афалина»
В кокпите, имеющем размеры 1,75×1,2 м, устанавливаются три жестких кресла из стеклопластика. Для уменьшения крена лодки при плавании без пассажиров кресло водителя устанавливается в ДП. От заливания кокпита с кормы защищает рецесс-подмоторная ниша, отформованная в секции палубы. Непотопляемость обеспечивается блоками пенопласта ПСБ, которые закреплены в носу под палубой, в корме — в районе подмоторной ниши, и в комингсах кокпита. Эксплуатация лодки допускается при высоте волны не более 0,5 м.

Максимальная скорость лодки Афалина на испытаниях с мотором «Нептун-23″ составила 49,5 км/ч (со штатным гребным винтом, имеющим шаг 300 мм). С полной нагрузкой (3 чел.) рекомендуется винт с шагом 280 мм; при этом скорость составляет 42 км/ч.

Лодка оборудовалась рулевым управлением и снабжалась распашными веслами с уключинами. Возможное применение «Афалины»— короткие скоростные прогулки и туризм выходного дня.

При испытаниях лодки журналистами «Катеров и Яхт» были отмечены хорошие ходовые и мореходные качества «Афалины». На лодках «Афалина» было совершено не мало путешествий, одно из которых — путешествие из Якутска в европейскую часть России.

Однако первоначальные идеи, заложенные в проект «Афалины» не удалось реализовать в полной мере. Вес серийных лодок (130 кг) превысил проектный (100 кг). Цена тоже оказалась велика и мало отличалась от цены четырёхместных лодок, в результате спрос на эту перспективную модель оказался ниже ожидавшегося. В довершение всех бед у части выпущенных «Афалин» начало трескаться днище в районе киля. К сожалению, завод отказался от доводки этой интересной мотолодки и предпочёл производить «проверенные» гребно-моторные «Пеллы».

В то же время, для любителя не представляет сложности отремонтировать подержанную «Афалину», которая может стать неплохим выбором.

По материалам: «Справочник по катерам, лодкам и моторам» Под редакцией Г.М. Новака.